История АВАТУ
Меню сайта


Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Форма входа


Поиск по новостям


Друзья сайта



Приветствую Вас, Гость 19.04.2024, 03:32
АЧИНСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Закончилась Великая Отечественная война.
Фронтовики вернулись с войны, истосковавшись по мирному, созидательному труду.
Опыт войны, складывающаяся международная обстановка, обязывало руководство страны и её Вооруженных сил по -новому строить свою военную доктрину и пересмотреть свое отношение к методам подготовки и ведению войны. Особое внимание в ней отводилось авиации. В концепции развития современных Военно-воздушных сил большое внимание уделялось Дальней авиации, на которую возлагалась первостепенная роль при нанесении ударов на земле и в море в глубоком тылу противника, для уничтожения его инфраструктуры, живой силы, заводов , складов с крупными запасами стратегических резервов, командных пунктов, штабов. И такая техника уже вскоре после войны стала поступать на вооружение ВВС. Обслуживание современных самолетов , напичканных к тому времени самыми современными достижениями отечественной науки =приборами, механизмами, двигателями и вооружением, потребовало в себе знаний этой техники, умения в её эксплуатации на земле.
В СССР начинают появляться школы младших авиационных специалистов. Одной из них стала школа авиамехаников в далекой Сибири, на территории Красноярского края , в небольшом городке- Ачинске, но имеющий к тому времени уже не одну вековую историю.
Формирование Ачинской военной авиационной школы механиков дальней авиации началось с 25 декабря 1947 года. Начальником школы был назначен полковник Федор Савельевич Чумак (впоследствии генерал-майор авиации) - участник Гражданской и Великой Отечественной войн, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.Опытный летчик в прошлом.он в короткие сроки сплотил вокруг себя офицерский состав ,сверхсрочников, рабочих и служащих. Среди руководства школы было не мало офицеров, участников Великой Отечественной войны, награжденных боевыми наградами. Из 171 орденоносца школы 7 человек были награждены орденом Ленина, среди них полковники Чумак Ф.С.-начальник школы, Панов П.Д.-зам начальника школы по МТО,майор Зуйков-преподаватель конструкции самолетов. Эти офицеры и еще 19 человек были награждены и орденами Красного знамени,среди них и легендарный комбат -Иван Яковлевич Ржавин,полковник.
К лету 1948 года было сформированно три учебных батальона,укомплектованные офицерами-фронтовиками, которым предстояло уже в блищайшее время принять первых её курсантов.Для организации учебного процесса в короткие сроки силами офицеров ,сверхрочнослужащих и рабочих была подготовлена учебная база:аудитории и лаборатории, учебный аэродром,для приема первых самолетов, на пустыре между училищем и кирзаводом.
Были созданы учебные циклы и назначены их руководители:
Тактический-Буянов А.А.
Моторный- Вотинцев С.А.
СЭЦ - ТэТэр Я.Я.
Авиационный-подполковник Игнатович В.А.
Эксплуатационный – майор Курнис Ф.Г.
Стрелково-пушечный — майор Иванов В.И.
Руководство учебным отделом было поручено майору Галахову М.И.
Пока учебным отделом разрабатывалась программа обучения , личный состав готовился к приему первых её курсантов. День и ночь
в школе не прекращалась работа по оборудованию учебных классов тренажерами и стендами ,
многие из них были изготовлены самими же преподавателями.
Очень большую работу выполнили труженники тыла, руководимые полковником П.Д. Пановым.
К 30 октября 1948 года школа была полностью готова к учебному процессу, который начался 1 ноября.
17 ноября 1948 года по поручению Президиума Верховного Совета СССР член Военного Совета дальней авиации генерал-лейтенант авиации А. Н. Ромазанов вручил школе Знамя части.
Подготовка будущих младших авиационных специалистов проводилась по трем профилям обучения: эксплуатация самолетов и моторов; эксплуатация стрелково-пушечного вооружения; эксплуатация бомбардировочного вооружения и прицелов. Срок обучения длился один год. В ходе занятий курсанты получали хорошие теоретические знания и практические навыки по эксплуатации авиационной техники и вооружения.
8 июня 1950 года военный министр СССР
установил годовым юбилейным праздником школы 23 февраля.
По этому поводу в батальонах, ротах, на циклах и службах были проведены собрания личного состава, на которых единодушно было решено высоко держать честь воинского коллектива, крепить боевую готовность, успешно овладевать секретами военного мастерства. И свое слово личный состав школы сдержал.
10 Ноября 1950 года-
-в истории АВАТУ примечателен тем, что был впервые произведен набор 200 человек для обучения по специальности
« техник авиационный» и «техник авиавооружения».
Сентябрь 1951 года-
-производится первый выпуск 198 офицеров техников.
25 июня 1951 года -
по решению Генерального штаба Вооруженных Сил СССР школа была переформирована в АЧИНСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННО-- -ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ Дальней авиации.

30 мая1952 года -
-приказом Министра Обороны на должность начальника училища назначен офицер Редька Иван Трофимович.Генерал- майор Редька И.Т. на этой должности находился до декабря 1969 года.
С октября 1951 года
к плановому обучению приступили все 32 классных отделения. Одним из учебных батальонов командовал офицер Иван Яковлевич Ржавин. За более чем 20-летнюю службу в этой должности полковник Ржавин И.Я. подготовил и воспитал не одно поколение молодых офицеров.
В июле 1953 года
года состоялся первый выпуск офицеров-техников. С 1953 года курсанты успешно начали изучать реактивную авиацию первого поколения - самолеты Ил-28 и МиГ-15.
В сентябре 1955 года
состоялся выпуск авиатехников по эксплуатации самолетов Ил-28 и МиГ-15. Со второй половины 50-х годов в войска начали поступать самолеты МиГ-17 , Ту-16 и с 1956 года в училище началась подготовка авиационных техников на эти типы самолетов.
В 1956 году
в училище вновь организован цикл авиационного вооружения, которые возглавляли в свое время Г. С. Прохоров, Г. В. Павлоцкий, Решетняк.
Из частей ВВС в училище поступает большое количество самолетов, которые силами личного состава цикла вводятся в строй и успешно используются в учебном процессе.
В 1961 году
перед училищем была поставлена задача по подготовке авиационных специалистов по эксплуатации электрооборудования и приборного оборудования самолетов Дальней Авиации. Работу цикла возглавил выпускник ленинградской ВВИА им. Можайского офицер Г. А. Черномордик. Обладая хорошими организаторскими способностями, имея большой опыт эксплуатации авиационной техники в годы Великой Отечественной войны и глубокие теоретические знания, он умело руководил работой коллектива. Много труда в создание новой учебно-материальной базы вложили офицеры В. М. Гузовский, М. В. Ельцов, И. Т. Курганников, Г. И. Моисеев, Б. А. Аристов и другие.
В 1964 году
был произведен первый выпуск офицеров - специалистов по электро- и приборному оборудованию самолетов.
В 1977 году
неузнаваемо изменился учебный аэродром. На нем были оборудованы стоянки самолетов с бетонным покрытием, значительно изменилось содержание учебно-материальной базы эксплуатационного цикла. Большой вклад в это дело внесли офицеры: В. С. Ковшов, С. 3. Курсанов, X. А. Танке-левич, А. С. Завелин, Е. Г. Киндоп. К 1978 году училище уже подготовило более 20 тысяч грамотных авиационных специалистов, ВВС получили пять отличных выпусков.
29 октября 1978 года
приказом Министра обороны СССР в ознаменование 60-летия Ленинского комсомола и учитывая многолетнее шефство комсомола над Военно-Воздушными Силами, за высокие показатели, достигнутые в социалистическом соревновании в честь юбилея комсомола, училищу было присвоено имя «60-летия ВЛКСМ», а комсомольская организация награждена переходящим Знаменем ЦК ВЛКСМ.
В 80-е годы училище вступило, имея богатые традиции обучения и воспитания будущих авиационных техников.
В начале 90-х годов училище ведет подготовку специалистов для обслуживания реактивной авиационной техники четвертого поколения.
Широкий размах получила в училище изобретательская и рационализаторская работа, по состоянию которой на протяжении нескольких лет училище занимало ведущее место среди ВАТУ.
Важное место в системе военно-патриотического воспитания занимало открытие музея истории училища. Экспозиции музея рассказывали о становлении и деятельности училища на протяжение пятидесятилетней истории его существования.
В 1991 году в училище введены в строй две новые благоустроенные казармы для курсантов, силами умельцев отреставрирован старый разваливающийся дом постройки 1915 года. Построен дом для офицеров и прапорщиков и их семей. Совершенствуются учебный аэродром и учебные корпуса, благоустраивается территория училища.
Во всех военных округах и группах войск проходят службу наши выпускники. Они добросовестно трудятся, обеспечивая надежную эксплуатацию авиационной техники. Сотни выпускников училища удостоены высоких правительственных наград. Есть среди них и генералы, и умелые организаторы обслуживания авиационной техники, и инженерно-технический состав, качественно с отличной оценкой готовящий самолеты к вылетам, и командиры, и ученые. Есть среди них и те, кто добросовестно выполнял свой интернациональный долг в Афганистане.
Сегодня мы гордимся выпускником училища генерал-полковником Станиславом Григорьевичем Кочемасовым. В 1954 году он окончил по первому разряду училище, служил в войсках. . В последнее время до увольнения в запас генерал-полковник С. Г. Кочемасов являлся начальником Главного штаба ракетных войск стратегического назначения - первым заместителем Главнокомандующего ракетными войсками стратегического назначения.
Многие выпускники училища отличились во время афганской войны. 26 февраля 1986 года, в составе экипажа вертолета, выпускник училища старший лейтенант Юрий Молоденков участвовал в высаживании воздушного десанта на горном перевале. На посадке вертолет был обстрелян душманами и выведен из строя. Личный состав вертолета и десант, покинув его, заняли оборону, разбившись на три группы. Юрий, вооруженный пулеметом, прикрывал свою группу. В этом бою он погиб, но своим поступком обеспечил выполнение задания десанта, который уничтожил более 200 бандитов, склад с боеприпасами. За мужество и отвагу, проявленные в этом бою, старший лейтенант Юрий Молоденков посмертно награжден орденом Красного Знамени.
За смелые, решительные действия при выполнении интернационального долга в Афганистане награжден орденом Красной Звезды (посмертно) капитан В. Ф. Шемунь - выпускник 1963 года, старший лейтенант В. И. Мишуткин - выпускник 1972 года, старший лейтенант В. Г. Штейнгауэр - выпускник 1981 года, старший лейтенант В. В. Перминов - выпускник 1983 года.
Высокой правительственной наградой - орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени - отмечен выпускник 1985 года лейтенант Андрей Викторович Чернышенко за высокие морально-политические и боевые качества, проявленные при выполнении правительственного задания по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
В период с 27 по 30 апреля 1986 года в числе первых лейтенант Андрей Чернышенко в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, производил вручную выброску грузов непосредственно в реактор через открытый люк вертолета Ми-6. Своими решительными действиями обеспечил точную выброску 17 тонн грузов, получив при этом дозу облучения 17 рентген.

В рядах профессорско-преподавательского состава только Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского в разное время проходили службу 42 выпускника училища, ставших докторами и кандидатами наук. Среди них полковник Борис Ефимович Локтев, выпускник 1954 года, доктор технических наук, доцент, старший преподаватель; полковник Владимир Васильевич Кузнецов - выпускник 1959 года, кандидат технических наук, доцент, старший преподаватель; полковник Николай Николаевич Телятников - выпускник 1961 года, кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника кафедры; полковник Александр Андреевич Логинов - выпускник 1962 года, кандидат технических наук, преподаватель; полковник Иван Михайлович Избеков - выпускник 1969 года, кандидат технических наук, преподаватель и другие.
Выпускником училища 1959 года является бывший начальник Васильковского ВАТУ генерал-майор авиации Леонид Павлович Коснырев, кавалер двух орденов Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
Гордостью училища является генерал-лейтенант Перминов Е.Н., выпускник 1974 года, полковник Юрий Семенович Никаноров, выпускник 1958 года и полковник Владимир Тимофеевич Сапрыкник, выпускник 1966 года - бывшие главные инженеры ВВС Забайкальского военного округа.
На командных должностях от заместителя командира полка по ИАС и выше проходили службу не один десяток выпускников, среди них офицеры: В. А. Зайковский, Ю. К. Манин, Ю. М. Тетерятник, В. К. Лобов и многие другие.
Особой памяти достойны труженники тыла , много лет верой и правдой служивших АВАТУ. Их много . Но особо хочется вспомнить большую династию Дорониных, которые трудились в продслужбе, эксплуатационном цикле, на аэродроме, автопарке.
Как не вспомнится Капиталина Котан, проработавшая в Авату почти с момента его основания, которая переодела на вещевом складе в новенькую форму лейтенанта не одно поколение курсантов.
Среди офицерского состава Ачинского училища 75 процентов - его выпускники. Абсолютное большинство из них проходили службу в строевых частях и после окончания высших учебных заведений направлены в училище на командные и преподавательские должности. Среди них многие начальники циклов: полковник Виталий Григорьевич Самбулов, полковник Николай Яковлевич Гераскин; заместители начальника училища: полковник Виктор Вольдемарович Гейгер и полковник Алексей Иванович Овчаренко.

С 1996 года и до расформирования училища начальником Ачинского военного авиационно-технического училища был генерал-майор Валентин Елизарович Лесков - опытный инженер, прошедший все ступени должностей инженерно-авиационной службы.

У входа в училище сооружена стела, на которой заботливые руки бережно поддерживают самолет в полете. Это - символ нелегкого, но важного и нужного труда офицеров-техников, которые обязаны не только иметь прочные навыки в обслуживании и эксплуатации современных авиационных комплексов, но обладать прочными теоретическими знаниями, быть идейно убежденными, физически и морально-психологически закаленными защитниками нашей Родины.
Начальниками училища являлись:
1947-1952 гг. - генерал-майор авиации Федор Савельевич Чумак;

1952-1969 гг. - генерал-майор - инженер Иван Трофимович Редька;

1969-1975 гг. - генерал-майор - инженер Павел Трофимович Поздняк;

1975-1981 гг. - генерал-майор - инженер Александр Игнатьевич Лавренчук;

1981-1985 гг. - генерал-майор авиации Борис Васильевич Петров;

1985-1996 гг. - генерал-майор авиации Владимир Павлович Барабаш;

1996-2000 гг. - генерал-майор - инженер Валентин Елизарович Лесков.
Сайт создан в системе uCoz